Почти сразу, после начала военной спецоперации России на Украине, с российского рынка стали уходить компании, корпорации, бренды. В том числе, ушли совсем или приостановили деятельность многие производства с иностранным участием.
Тогда стало очевидным, что для поддержания устойчивости экономики России, потребуется чем-то замещать выпавшие производства. И, тут же зазвучали призывы о «национализации» торговых и производственных активов компаний, покинувших Россию, но оставивших в ней свои цеха и производственные линии. Тогда предлагалось без разбора «забирать» их в пользу государства, и продолжать выпуск продукции.
Сейчас же, концепцию несколько пересмотрели, в пользу более осторожной позиции по вопросу национализации.
Новый закон о внешнем управлении (внесен в Госдуму 13 апреля 2022 года), предполагает назначение временной администрации для управления замороженными активами. Предварительную оценку, назвав «адекватной мерой», дали некоторые эксперты. Принципиальное отличие в том, что управление такое предлагается вводить только на тех предприятиях, которые ушли из страны по политическим мотивам, не имея при этом экономических причин.
Другие же, наоборот, уверены, что подобные действия если к чему и приведут, то только к закрытию или банкротству.
Какие особенности внешнего управления будут
По оценке авторов проекта, под действие их закона, может попасть не менее 10% компаний, прекративших работу в России. Назначаться же управление будет в тех областях, которые имеют для российской экономики существенное значение, или когда остановка деятельности может привести к техногенным или природным катастрофам.
К важным для экономики относят предприятия, которые являются монополистами или градообразующими. Также к ним отнесены производства товаров первой необходимости.
Назначать администрацию будет глава региона или отрасли. Минэкономразвития должен рассмотреть эти назначения, а ФНС подать иск в арбитраж, чтобы назначить управление.
Платить управляющему будут из фондов управляемой организации.
срок действия внешнего управления предлагается вводить на 18 месяцев, с возможностью продления еще на 18 месяцев.
Собственником предприятия под внешним управлением можно стать после банкротства предприятия.
Что не так
Несмотря на более взвешенный подход (по сравнению с первоначальными вариантами идеи) и уже убранное из риторики слово «национализация», все же, закон выглядит спорным. Да, он вроде бы дает понять, что активы компаний берутся во временное управление и под предлогом необходимости.
Тем не менее, некоторые аналитики и эксперты, сомневаются в эффективности внешнего управления, в принципе. Так, например, они говорят о том, что команда внешнего управления не будет заинтересована на получение прибыли, и не будет рассматривать долгосрочную перспективу.
Скорее всего, первостепенной задачей будет замещение активов (на российские) находящегося под внешним управлением предприятия, и пересоздание другого юридического лица. В пользу этой версии говорит еще и то, что в законе не прописаны требования к эффективному использованию активов, которые передадут в управление. К тому же, не совсем понятно, как предполагается организовать работу предприятий, которые в силу объективных проблем с логистикой, не имеют возможности поддерживать производственные циклы.