Остаемся без детского конструктора – такую фразу можно теперь услышать. Она имеет под собой основу – датский производитель конструкторов LEGO, в числе прочих, решил полностью свернуть коммерческую деятельность в России и разорвать деловые отношения с ритейл-группой. Судьба более 80 магазинов теперь под вопросом. Более 70 сотрудников столичных офисов уже уволены с выходным пособием.
По предварительным данным, магазины могут быть наполнены «серым» импортом, который был разрешен в России, в рамках так называемого импортозамещения.
Один из ведущих мировых брендов бытовой техники Electrolux Professional уходит из России. Он занимался поставками оборудования для гостиниц, кафе, баров, ресторанов, прачечных, химчисток и прочего. Однако, по оценкам экспертов ресторанного бизнеса, уход данного представительства не должен критически отразиться на массовом сегменте, поскольку данный бренд осуществлял поставки больше в премиальном сегменте. Да, кое-где может упасть качество обслуживания, но катастрофы не будет.
О прекращении деятельности компании NIKE в России, стало известно еще в начале июня. Тогда обсуждался уход из страны и прекращение торговли. Поставки были остановлены еще весной, после начала военной спецоперации России на Украине. Позже стало известно, что американский производитель спортивной одежды и обуви, ликвидирует юридическое лицо. Невозможность продолжения работы связана с отсутствием транзитной логистики в Россию через Европу. Российские сотрудники фирменных магазинов тогда выразили опасения, что могут быть уволены без выходного пособия, хотя до этого проблем с зарплатой не было.
Также об уходе (теперь уже окончательном) из РФ заявила шведская компания IKEA. Ранее, весной, было объявлено о временной приостановке деятельности торговых гипермаркетов и фабрик по производству мебели на территории страны. Но, уже в июне стало очевидно, что ситуация с военной спецоперацией не изменилась, и нарушение логистики, а также санкции США и Евросоюза введены надолго. Компания IKEA в конце июня заявила о закрытой распродаже для российских сотрудников, и о последующей распродаже всех складских запасов товара, и окончательном уходе из России.
Можем ли «импортозаместить»
Вопрос, с одной стороны простой, но ответ на него нельзя уместить в одну короткую фразу. Каждый из уходящих брендов, это определенный уровень маркетинга, менеджмента, стандартов качества и контроля качества. Если в случае профессионального оборудования от Электролюкс, еще можно как-то более-менее вменяемо представить замещение (хотя бы элементарно из-за относительной немассовости), то с другими совсем не понятно. Можно заместить IKEA? Да, можно на их заводах напилить доски (и, хорошо, если будет хоть какой-то контроль качества при этом), но дальше что? Где все это складировать, как распространять, где брать элементарно фурнитуру, которой эти напиленные доски скреплять чтобы получить мебель? Да и, сам формат «one stop shop» он хоть и понятный для нас, но в реальности никем не применяется в близкой сфере. Опять же, обучение сотрудников и создание единого стандарта – где это сработало? Попытались заместить ушедший МакДональдс: результат – булки с плесенью, тараканы в еде, голуби клюющие булки и пропажа картофеля фри из меню. Причем картошки фри нет потому, что «неурожай в этом году картофеля», по заявлению нынешнего руководства «Вкусно и точка». А у МакДональдс за несколько десятилетий работы все годы были «урожайными» - и из меню ничего не пропадало.
А ка мы можем «заместить» продукцию NIKE? В стране нет производства тканей, кожи или материалов, которые можно было бы использовать. Внезапно выяснилось, что почти все ткани в России – импорт из Китая. У нас даже пуговицы не производятся.
Вопрос импортозамещения, очевидно, можно рассматривать лишь в разрезе схем серого импорта оригинального товара, через страны, которые пока еще снами как-то торгуют. Однако, что они будут делать, если им станут грозить вторичные санкции США и Евросоюза, вопрос открытый. Но, пока надежда только на это.