Тройка табачных производителей с серьезными оборотами готовится покинуть российский рынок. В их число входит: Philip Morris International, British American Tobacco, Japan Tobacco Inc.
1 место на российском рынке
Japan Tobacco Inc. Выпускает Winston, LD, Mevius, Camel, Sobranie и российские марки «Донской табак», Kiss, Play, «Петр I», «Тройка» и проч.
Компания зашла на российский рынок в 1999 году, открыв сразу четыре завода. Только на заводе в Санкт-Петербурге трудится свыше 1000 сотрудников, на других производствах примерно такое же число, в сумме это около четырех тысяч человек.
Что касается цифр. JTI – доля рынка 34,9 %. По оценкам журнала «Эксперт», JTI является крупнейшей по объему продаж компанией потребительского сектора в России.
2 место на российском рынке
Philip Morris International. Впускает – Marlboro, Parliament, Chesterfield, L&M, Bond Street, а также бездымные системы IQOS и сопутствующие для них товары.
Компания зашла на рынок в конце 70-х, наладив продажи с крупными российскими городами (Москва, Санкт-Петербург) и в городах бывшего Советского Союза – в Кишиневе, Баку и Сухуми. В начале 90-х появился завод в Краснодаре, затем в Санкт-Петербурге. В Краснодаре просуществовал до 2021 года, далее был закрыт. Силы Philip Morris International сосредоточили на заводе в северной столице России, который успел достичь невероятных масштабов, а в самой компании по данным на 2021 годы работали 3,2 тыс. российских сотрудников.
Доход за 2021 год составил 393 млрд рублей. (Объем – 27 % выпуска сигарет в России).
Пресс-служба компании «Филип Моррис Интернэшнл» в России заявила «Курьер.Среда», что фактически компания «продолжает рассматривать варианты реструктуризации бизнеса в России», о чем ее исполнительный директор и заявил в интервью Блумберг.
3 место на российском рынке
British American Tobacco. Выпускает: Dunhill, Kent, Lucky Strike, Pall Mall, Camel, Natural American Spirit, а также ряд местных марок (в России особо известна локальная марка «Ява Золотая»). Всего около 200 марок.
Компания зашла на российский рынок в 1991 году, выкупив два завода – в Москве и Саратове. Столичное предприятие закрылось через 20 лет – в 2012 года, саратовское в 2019 году. Далее компания сделала акцент на заводе в Санкт-Петербурге, куда и перебрались многие сотрудники из Саратова.
Что касается цифр. British American Tobacco третий по величине игрок на российском табачном рынке (после JTI и Philip Morris Int.), оля на рынке – 21,2%.
Что будет дальше?
– Полный уход глобальных табачных игроков из России – дело времени, – цитирует Фонтанка. ру генерального директора INFOLine Ивана Федякова. – Бизнес всех крупных игроков был прибыльным, их акции торгуются на бирже и решение остаться может негативно повлиять на котировки.
Есть ли шанс на продолжение производства в России? Эксперт считает – мало вероятно. Бумага и сам табак западный, а значит это невозможно.
Ждать ли контрафакт? Эксперты утверждают, что контрафакт был и раньше. По оценкам KPMG, в 2021 году доля нелегальных сигарет из страны достигла около 18 % (5,07 млрд сигарет) от общего потребления нелегальных сигарет в ЕАЭС. 96 % в нем приходится на Россию. Большая часть контрафакта идет из Беларуси. Вероятно, это «сотрудничество» продолжится.
– Привычные россиянам марки сигарет глобальные производители заберут с собой. Будет «Сига и точка», – иронизирует Иван Федяков, сделав отсылку к новому названию «Макдональдса».
Однако, по его словам, в один миг продукция пропадет из оборота. В перспективе же в России будут выпускаться только локальные марки.
– К примеру, в портфеле JTI есть «Петр I», «Русский стиль», «Тройка», у BAT – «Ява», «Космос». Одни из самых знаменитых марок в самом низком ценовом сегменте — «Беломорканал» и «Прима» – выпускала компания «Донской табак», которую приобрел в 2018 году JTI.