Экс-директор КБУ Кожин: мэр Бердска был взбешен, узнав о вымогательстве взятки у гендиректора МК "Сибиряк"

Анастасия Солодкова
Анастасии Солодковой

Защита Александра Кожина полагает, что именно ради взятки в 14 млн рублей последовали уголовное дело и его арест. Этим директору КБУ не дали направить в суд иск о взыскании 170-миллионного долга за воду.

В Бердском городском суде 30 октября Александр Кожин, бывший директор муниципального Комбината бытовых услуг, обвиняемый в причинении ущерба предприятию на 170 млн рублей, дал свои пояснения по уголовному делу.

Процесс длится уже почти год — с 25 декабря 2018-го. И на каждое заседание подсудимый приезжает из СИЗО с кипой тетрадей, исписанными от руки. Так Кожин готовится к выступлениям в суде. Не стало исключением и последнее заседание.

Как зачитал Александр Кожин, 2 ноября 2017 года он направил претензию о задолженности в 170 млн рублей в МК «Сибиряк» - за потребленную воду за несколько лет, а в адрес «Новосибирскэнергосбыта» - письмо о доначислении абоненту этой суммы.

Сентябрьская проверка два года назад выявила якобы незаконные врезки подключения к водоснабжению, что навело на мысль о несанкционированном и бесконтрольном потреблении воды многоквартирными домами и другими объектами «Сибиряка». Впрочем, как говорили на заседании суда, договор между КБУ и управляющей компанией был, что косвенно подтверждает факт оплаты ресурса.

- Говорить о том, что претензия сформировала задолженность, это неправильно. Кроме того, абонент представил письмо, что с данной претензией он не согласен, потребовал разъяснений, - аргументировал подсудимый, отметив, что НЭС в ответе на письмо предложил еще раз проверить сумму. Тогда в КБУ создали комиссию для проверки реальной задолженности «Сибиряка», которая проверила сетевое хозяйство МК 7 декабря.

К этому времени тогдашний коммерческий директор КБУ Сергей Орлов ушел на больничный, потом в отпуск, и Кожину пришлось самому разбираться в отношениях с «Сибиряком». Он дал команду подготовить исковое заявление. Вероятнее всего, родилось бы три иска — по каждому из спорных объектов МК.

- Общая сумма исковых заявлений, на мой взгляд, с учетом всех поправок, не превышала бы 4,6 млн рублей. Поведение Орлова наводит на мысль, что у человека не получилось задуманное (вымогательство взятки — прим. ред.) и он ушел в тень. Дыненков (гендиректор МК «Сибиряк», пособник Кожина в уголовном деле - прим. ред.) рассказал о сложившейся ситуации Шестернину — главе города Бердска, - описал происходившее в конце 2017 года Кожин.

Мэр давил. И имел на это право

Автор видео Анастасия Солодкова

По словам Александра Кожина, мэр пригласил его в свой кабинет и «поставил в известность о незаконных действиях заместителя Орлова». Директор КБУ заявил, что ничего не знает о поездке своего зама к Дыненкову. Речь идет о вымогательстве взамен на снижение суммы долга. Шестернин приказал Кожину разобраться с Орловым и доложить о ситуации с «Сибиряком», в том числе по доначислениям и пени.

- Имел ли право он такое требовать? Конечно, имел. Он фактически был моим руководителем и собственником имущества, переданного в хозяйственное ведение МУП КБУ. Были ли для меня указания главы обязательными для исполнения? Конечно, были. Потому что Шестернин являлся моим работодателем, и указания начальника для подчиненного являются необходимыми к выполнению. Шестернин предложил встретиться с Дыненковым и решить вопросы в законном порядке, - зачитал рукописный текст суду Александр Кожин.

Он встретился с гендиректором МК «Сибиряк» в своем кабинете. И тот подтвердил «поведение Орлова». Но по многомиллионному долгу договориться не удалось. Кожин заявил, что идет в суд. После этого он доложил главе города о встрече с Дыненковым, о намерении подать иск на «Сибиряк».

- Шестернин просил ускорить процесс. Оказывал ли он на меня давление? Да, я считаю, оказывал как руководитель города, в котором один из руководителей муниципального предприятия потребовал взятку в значительном размере. Говорить, что он был взбешен, это значит ничего не сказать, - констатировал подсудимый.

После этого Кожин принял два решения — уволить Орлова и досконально разобраться в ситуации с «Сибиряком» на наблюдательном совете. Кроме того, предстояло взыскать с МК за воду 380 тыс. рублей за период между двумя проверками — с 5 сентября по 7 декабря 2017-го. Есть формула, по которой определяется скорость воды, поэтому установить фактический объем использованной за 94 дня воды не представляется сложным.

Александр Кожин напомнил, что никто из свидетелей в ходе процесса не сказал, что произошла замена суммы долга в 170 млн рублей на 380 тыс.

- С учетом проведения президентских выборов, согласования позиций с администрацией исковое заявление было бы подано в начале мая, может быть, в конце апреля. Оно было уже готово, только не было вписано, на кого подается заявление. Во время ареста (конец марта 2018 года — прим. ред.) мне заявили, чтобы я подписал свое увольнение с занимаемой должности. Скорее всего, это делалось потому, что господа боялись, что я мог дать указание принести мне исковое, подписать его и отдать в суд. Тогда, как я понимаю, никакого уголовного дела вообще не было бы, - сделал вывод Александр Кожин.

Защита Кожина полагает, что именно ради взятки в 14 млн рублей последовали уголовное дело и арест директора КБУ.

Стоит напомнить, что уголовного преследования по факту вымогательства в отношении Сергея Орлова не последовало. Правоохранители не нашли состава преступления. Доказать требование взятки со стороны бывшего замдиректора КБУ за снижение суммы долга за потребленную домами МК «Сибиряк» воду не удалось. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Орлова суд приобщил к материалам дела на заседании 30 октября.

В этот день, как сообщал «Курьер. Среда. Бердск», судья Татьяна Васюхневич объявила о завершении судебного следствия. Следующее заседание состоится 13 ноября, и начнется с прений сторон. Прокурор огласит окончательное обвинение и потребует срок наказания всем фигурантам. На скамье подсудимых, напомним, трое — экс-руководитель КБУ Александр Кожин, гендиректор МК «Сибиряк» Владимир Дыненков и замдиректора муниципального предприятия «Спецавтохозяйство» Сергей Оленич, который, по версии следствия, выступал посредником в переговорах между должником и кредитором.
Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы