Обглодали тела убитых спецназовцев из группы капитана Лелюха из Бердска голодные собаки в Грозном в январе 1995 года

Анастасия Солодкова
Предоставлено Галиной Лелюх

Подбирать изуродованных погибших было не менее страшно, чем бой, вспоминает единственный оставшийся в живых из группы капитана Игоря Лелюха. Шесть человек полегли в самом начале первой чеченской войны.

Из группы капитана Игоря Лелюха бердской бригады спецназа, штурмовавшей Грозный в последние дни 1994 года, в живых остался только один человек — прапорщик Юрий Созинов. Шестеро погибли в ночь на 1 января 1995-го. В том числе командир группы. Лелюх прикрывал отход своей группы, был ранен, а потом его добили чеченские боевики. Позже Игорь Лелюх был удостоен звания Герой России. Посмертно.

Как сообщал «Курьер. Среда. Бердск», тела большинства погибших спецназовцев нашли спустя более трех недель.

В отчете о поездке командир разведотряда спецназа №674, прибывшего в Грозный для поиска без вести пропавших, капитан Евгений Кнопелькин написал: «23 января 1995 г. в 10.30 во дворе дома №19 по ул. Комсомольская мною был обнаружен труп капитана Лелюха И. В. На перекресте улиц Комсомольской и Рабочей на обочине дороги в это же время был найден труп прапорщика Загорского А. В. Погибшие разведчики были отправлены в морг аэропорта Грозный-Северный… После этого в течение 3-х дней мой отряд продолжал поиски в районе улиц Комсомольская, Рабочая, Вокзальная, Чичерина, К. Маркса. 26 января в 11.00 около дома с табличкой ул. Комсомольская квартал 274 в завале был обнаружен труп прапорщика Загороднева А. Н. В 40 метрах от погибших Лелюха и Загорского на том же перекрестке. Прапорщик Загороднев был завален листами железа с крыши близстоящего дома, что затруднило поиски…».

Далее отряд направил все усилия на поиски пропавших младшего сержанта Казакова и рядового Проняева (звание прапорщика ему присвоили посмертно). Две чеченки анонимно, опасаясь мести боевиков, рассказали, что БМП (в ней ехал капитан Ерофеев, тоже погиб) подбили возле 5-этажки. Из машины выскочили два человека и побежали к первому подъезду, где и были убиты. Один из них по описанию похож на Ерофеева. «После до под БМП был обнаружен сгоревший до неузнаваемости труп солдата Российской армии. Анализ событий позволяет предположить, что это труп Казакова (предположили по росту; он был невысокий - прим. ред.)… Поиски прапорщика Проняева ни к чему не привели, его следов обнаружено не было», — написал в докладе Конопелькин.

Сергея Проняева похоронили в Бердске самым последним из группы Лелюха — лишь в 1998 году после того, как его тело опознали в морге Ростова-на-Дону по ДНК матери.

Юрий Созинов отказался от встречи с корреспондентом «Курьер. Среда. Бердск», не желая ворошить страшное прошлое. Говорит, что лишь по прошествии 25 лет с начала первой чеченской войны стал приходить в себя. Он участвовал в поисках тел погибших товарищей. Это не менее страшно, чем бой. Трупы обглодали бродячие собаки, ставшие бездомными в разбомбленном Грозном.

- Я не хочу встречаться. Время не лечит. Вспоминать эту мясорубку — лишнее потрясение. Не хочу, - ответил Юрий Анатольевич, отметив, что война до сих пор не отпускает — он работает с теми, кто воевал в Чечне. - Но я не люблю это вспоминать. Жена столько горя перенесла пока служил, когда вернулся и по ночам воевал.

Юрий Созинов рассказал, что пользователь сайта «Курьер. Среда. Бердск» под ником Аноним в комментариях к статье о Галине Лелюх, матери погибшего капитана, «все правильно написал о тех событиях».

«Мы встретились с отрядом, в котором был капитан Лелюх на Терском хребте, на высоте Ястребиная. Их лагерь был от нас в 400-х метрах. Это было 29 (декабря) 94-го года. В ночь с 31 на 1 (января 1995-го) группу Лелюха по тревоге в составе колонны направили на выручку половника Савина (командира 131-й бригады) и связь с ними прекратилась. Нас и отряд, в котором был к-н Лелюх отправили обратно в Толстой-Юрт и присоединили к колонне полка спецназа ВДВ, с которыми мы вошли в Грозный и забазировались на консервном заводе. Потом был больничный комплекс, оборона нефтяного института, ещё потери в количестве трех тяжелораненых и двух тяжело контуженных и отвод двух отрядов в Моздок. Там мы узнали, что, скорее всего, группа погибла.

По рассказу Юрия Созинова и Кузнецова (связист, приданный из другой бригады, ехавший с Юрой в одном БМП), надежд на спасение группы не оставалось. После небольшого отдыха на поиски были отправлены два отряда. В качестве проводников служили Кузнецов и Юрий Созинов. В первый же день поисков на перекрестке ул. Комсомольской и Трудовой были найдены Андрей Загорский (на фото - третий слева во втором ряду) и Игорь Лелюх. Саша Загороднев (на фото - второй слева в первом ряду) был найден дней через пять на том же перекрестке, был завален листом кровельного железа. Я отвозил его в морг в (грозненский аэропорт) Северный. Поиски Казакова и Сергея Проняева ни к чему не привели. Диму Ерофеева нашли на пункте сбора убитых и там опознали. Сергея долго никто не мог опознать. Казаков, дай Бог, похоронен как неизвестный. А может, и нет могилы его на Земле.

Колонна выдвинулась из Толстой-Юрт на помощь Савину в 7 утра в составе остатков разведроты Майкопской бригады, группы СпН Игоря Лелюха и бойцов ТПУ (тылового пункта управления бригады), тех кто мог держать в руках оружие и мало-мальски умел стрелять. Всего 40 единиц техники, впереди 2 БМП и БМП КШ, где распределились разведчики группы СпН Лелюха. Колонной командовал замкомбрига 131-й полковник Пиха.

Игорь находился вместе с двумя разведчиками, прапорщиками Загорским и Загородневым в первом БМП, там был и п-к Пиха. Колонна попала в засаду около 10-11 часов утра на пересечении улиц Рабочая и Комсомольская в 100 метрах от вокзала. Выстрелом из РПГ была подбита первая машина, БМП КШ с лейтенантом Ерофеевым и пулеметчиком Казаковым по ходу движения резко свернула налево к цирку, в противоположную сторону от вокзала, вторая БМП-2 с Созиновым и радистом Кузнецовым приняла влево и, сминая заборы частного сектора, устремилась к Сунже, куда со всего хода и свалилась с обрыва.

Ход боя могу только предполагать. Если говорить военным языком, то засада предполагает шквал огня из всех стволов по колонне в течении 3-4 минут. Что там творилось, вы можете представить».

Пользователь под ником Пенсионер 23 января тоже поделился своими мыслями и воспоминаниями: - Был в Грозном с марта 1995-го с небольшими перерывами до 2002 года. 1995-й в Грозном - это Сталинград в 1942-м. По масштабу мясорубки и потерям Афган и рядом не стоял, хотя афганцев уважаю безмерно. Обидно и непонятно, почему о нас не вспоминают. За что тысячи парней легли там и остались калеками?

Участники первой чеченской войны вспоминают, что штурм Грозного был плохо подготовлен командование российских ВС, сообщал "Курьер. Среда Бердск". У бойцов были старые карты города 1970-х годов, отсутствовала закрытая связь, что позволяло боевикам расстреливать в упор солдат и офицеров.

Мы продолжаем серию публикаций, посвященной первой чеченской войне, с начала которой прошло 25 лет и которую незаслуженно забыли.
Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы