Требует 2 млн рублей за разбившийся самолет PZL-104 Wilga с виновного в авиакатастрофе и смерти летчика Росимущество в суде Бердска

Анастасия Солодкова
ГУ МЧС по НСО и Курьер. Среда. Бердск

У воздушного судна 1984 года истек срок эксплуатации в мае 2016-го. Но ДОСААФ продолжал использовать его как буксир для планеров. Государство, отдавшее списанный самолет авиаклубу, хочет возместить ущерб.

В Бердском городском суде в конце мая 2020 года началось рассмотрение гражданского иска управления Росимущества к технику ДОСААФ Владимиру Моргачеву. Ведомство требует взыскать с него 2,1 млн рублей за разбитый самолет «Вильга». На нем в августе 2017 года погиб опытный пилот Сергей Дадыкин.

Но первое заседание, которое должно было состояться 27 мая, отложили на неопределенный срок по уважительной причине — в связи с болезнью подсудимого. Как сообщал «Курьер. Среда. Бердск», Бердский городской суд признал Моргачева виновным в авиакатастрофе и смерти летчика. Обжаловать вердикт ему не удалось — облсуд, рассмотрев апелляцию, оставил в силе наказание в виде 3 лет лишения свободы условно.

- В приговоре сказано, что за представителем потерпевшего признано право на удовлетворение гражданского иска. Территориальный орган Росимущества воспользовался этим правом в рамках гражданского судопроизводства, - уточнила «Курьер. Среда. Бердск» помощник председателя бердского суда Наталья Сафронова.

За госимущество надо заплатить

Потерпевшим признан территориальный отдел Росимущества, которому принадлежал разбившийся и сгоревший самолет. Интересы ведомства в суде по делу Моргачева представлял Михаил Леонов, сообщал «Курьер. Среда. Бердск». — То воздушное транспортное средство — самолет «Вильга-35», которое пострадало, принадлежит Российской Федерации на праве собственности. Это подтверждено свидетельством воздушного судна, выданного 16 октября 2011 года. Транспортное средство учтено в реестре государственного имущества от 15 сентября 2009 года, — сообщил Леонов.

Самолет передали на основании договора безвозмездного пользования со стороны РФ Новосибирскому авиационно-спортивному клубу ДОСААФ 21 ноября 2014 года на неопределенный срок. А поскольку воздушное судно пострадало во время полетов, то государству причинен ущерб. Его, как считает представитель Росимущества, должен компенсировать виновник авиакатастрофы.

Товароведческая экспертиза оценила разбитый самолет в 2 млн 94 тыс. рублей. Несмотря на то, что с этой стоимостью, как и с квалификацией экспертов категорически не согласился Моргачев, у Росимущества нет оснований не доверять экспертизе.

У «Вильги-35» (самолет чешской марки, его полное название PZL-104 Вильга (польск. PZL-104 Wilga, «Иволга») 1984 года выпуска истек срок эксплуатации 30 мая 2016 года. Однако на ней продолжали летать — буксировали планеры, поднимающиеся в небо на бердском аэродроме. Буксир — это одномоторное судно, к которому на тросе крепится самолет, который не может самостоятельно взлететь. После взлета трос открепляется, или же буксир может лететь вместе с буксируемым. Судя по всему, в момент трагедии 11 августа 2017 года «Вильга» тянула планер; он приземлился примерно в 100 метрах от места крушения.

Причина доказана

Причиной гибели пилота стала выкрученная шпилька, из-за которой заклинило систему управления самолетом. К такому выводу пришла комиссия экспертов ГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина». Моргачев на суде аргументировал: установить проблемы со шпилькой в самолете было невозможно. И ее нет в перечне узлов и агрегатов, которые необходимо осматривать перед полетами.

Пенсионер Владимир Моргачев, будучи замначальника Новосибирского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ, дал разрешение на полет неисправного самолета «Вильга-35», который рухнул на летное поле с высоты 20 метров. Представитель военной прокуратуры Евгений Макеев, заявил, что Моргачев знал о неисправности воздушного судна, но позволил ему взлететь, чтобы не прекращалась деятельность НАСК и работу его самого. О поломках он должен был сообщить своему начальству и запретить эксплуатацию неисправного судна.

По оценке Игоря Колбина, руководителя новосибирского авиаклуба ДОСААФ, «Вильга», на которой проводились плановые полеты, находилась в исправном состоянии. Самолет поднялся на высоту не более 15 метров вместе с буксируемым планером. Внезапно самолет ушел в штопор и упал. При ударе о землю раскололся пополам и загорелся. Пилот погиб на месте, а планерист не получил повреждений. В день трагедии летали взрослые курсанты. «Самолет только оторвался от земли и сразу упал. Техника работала до последнего момента», — рассказал Колбин. На самолетах такого типа не предусмотрены «черные ящики».

Справка

Это не первое подобное происшествие на бердском аэродроме. 7 августа 2014 года разбился учебный Як-52, в котором находились 16-летняя курсантка авиационного кадетского корпуса и летчик-инструктор. Оба погибли. Через два года, в августе 2016 года, виновным в трагедии признали бывший начальника авиаклуба ДОСААФ Сергея Сметанина. Его приговорили к 3,5 года лишения свободы в колонии.

Летом 2013 года насмерть разбился парашютист Денис Сорокун. Он допустил ошибку при первом своем прыжке. Парашют раскрылся слишком поздно, и Денис с силой ударился о землю, из-за чего и погиб на месте.

В 2011 году 17-летнему парашютисту-курсанту отрубило голову крылом Як-52. Как установило следствие, он нарушил инструкцию и вышел на взлетно-посадочную полосу. Юноша слушал музыку в наушниках и не отреагировал на гул самолета.

Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы