Осталось мэру Бердска Шестернину 48 дней. Когда пройдут выборы нового главы города?

Анастасия Солодкова
Курьер. Среда. Бердск

Пока действующий градоначальник не озвучил свое решение, будет ли он снова баллотироваться. Да и захочет ли губернатор Травников делать его своим выдвиженцем на конкурс за кресло бердского мэра.

 

Мэру Бердска Евгению Шестернину осталось находиться в должности 48 дней. 27 ноября 2020 году у него истекает срок полномочий главы города, которые он исполнял 5 лет. Напомним, что официально его утвердили в должности 26 ноября 2015-го, а 7 декабря он принял присягу на верность Бердску и бердчанам во время инаугурации.

Шестернин стал первым «назначенцем», за которого не голосовали избиратели на всеобщих выборах. Он прошел конкурсный отбор на высший пост Бердска. Весной 2015 года заксобрание изменило законодательство Новосибирской области таким образом, что прямое избрание мэров осталось только в Новосибирске и р. п. Кольцово. В остальных муниципальных образованиях региона глав начали выбирать по конкурсу.

Несмотря на жаркие споры накануне принятия поправок в закон, большинство депутатов регионального парламента тогда прислушались к новосибирскому губернатору Владимиру Городецкому. Он, напомним, откровенно признавался, что провальные выборы в Бердске коммуниста Ильи Потапова, севшего за взятку на 10 лет, подвигли на решение о назначении глав по конкурсу.

Федеральный закон это позволяет. В нем прописано несколько вариантов появления нового главы в муниципалитете: посредством всенародного волеизъявления народа на прямых выборах, избрание из числа депутатского корпуса или назначение по конкурсу — победителя конкурсного отбора.

«Глава муниципального образования Новосибирской области, наделенного статусом городского или сельского поселения, в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на пять лет», – сказано в тексте областного закона.

Последний путь применили в Бердске впервые 5 лет назад. Не исключено, что он снова попробует занять кресло мэра. Хотя ранее он высказывал настроение покинуть этот город.

Конкурс вместо прямых выборов

Новый порядок выборов мэра Бердска утвердили местные депутаты на сессии 7 ноября 2019 года. Конкурс предполагает, что из числа претендентов, в том числе самовыдвиженцев и предложенных губернатором, главу выбирают местный горсовет. После того, как всех кандидатов протестируют на знание законодательства, они пройдут собеседование и представят программу развития города. Учитывают, конечно, послужной список претендента на высший муниципальный пост, его управленческий опыт и умение стратегически мыслить.

До конкурса допускаются граждане России, достигшие 21 года. Кандидаты должны соответствовать некоторым условиям: отсутствие судимости, дееспособность, собственная программа развития муниципального образования и другое. К участию в конкурсе не допускаются экс-мэры, отстраненные от должности приказом губернатора.

Конкурс проводит специальная комиссия, 4 человека в которой — представители бердского горсовета, еще четверо — люди губернатора. Из двух оставшихся после просеивания через конкурсное сито Совет депутатов тайным голосованием выбирают главу. Побеждает тот, кто наберет больше голосов.

Решение об объявлении конкурса по отбору кандидатов должно быть не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий главы. Если же полномочия главы будут прекращены досрочно – не позднее 15 дней после сложения полномочий, сообщал "Курьер. Среда. Бердск". И сам конкурс длится еще определенное время.

Как только 27 ноября 2020 года Евгений Шестернин сложит с себя полномочия, то, предположительно, в начале декабря Совет депутатов Бердска опубликует объявление о конкурсе на замещение вакантной должности градоначальника. Скорее всего, сам конкурс проведут уже после новогодних каникул — в январе 2021 года. До этого времени будут принимать заявки. Своего кандидата предложит и губернатор Андрей Травников. Напомним, что Шестернин был выдвиженцем предыдущего главы региона Владимира Городецкого.

Почему отменили прямые выборы

Руководитель фракции «Единой России» в региональном заксобрании Андрей Панферов заявлял, что при принятии весной 2015 года закона об отмене прямых выборов, депутаты руководствовались принципом профессионализма в вопросе выбора и назначения глав. По его мнению, в небольших муниципальных образованиях, которых и коснулся закон, люди при выборе мэра могут опираться на свои субъективные симпатии или стать жертвами выборных технологий.

Допустить к управлению городом человека квалифицированного и понимающего в вопросах хозяйственной деятельности и экономики — это главный принцип, считают единороссы. Тогда, при принятии закона об отмене прямых выборов Андрей Панферов предостерегал своих коллег, в том числе и из других фракций, подходить к принятию данного закона взвешено, исходя не из своих политических интересов, а объективно: - Давайте конструктивно подойдем к этому вопросу, нужны люди, которые будут распоряжаться муниципальными бюджетами и полномочиями правильно, нам нужны профессионалы.

Вероятно, таким профессионалом стал для Бердска Евгений Шестернин, работавший до Бердска заместителем главы Центрального округа Новосибирска.

Новому мэру пришлось сражаться за свой пост с 14-ю соперниками. Шестернин показал наилучшие знания законодательства, написав тест на 28 баллов (из 30 возможных). Его послужной список, управленческий опыт и программа развития Бердска покорили местных депутатов, проголосовавших за него как за главу города — 16 из 21.

цитата

Городецкий в эксклюзивном интервью "Курьер. Среда. Бердск" озвучил причину отмены прямых выборов:

- Модель предусматривает утверждение главы исполнительной власти составом уполномоченного органа власти, то есть, депутатами города Бердска. На эту модель мы перешли, проведя обследование мнений всех территорий. Из 30 сельских районов 27 высказались за такую модель положительно. Поэтому я вижу следующее: небывало возрастает роль депутатов — представительного органа власти, который избирают люди — жители города Бердска. Считаю, что это предаст нам управляемости, оперативности принятия решений, особенно в это непростое экономически время. Это сделано в строгом исполнении норм федерального закона, который позволяет и дает компетенцию только Заксобранию установить модель (выборов)... Я думаю, нам вместе с бердчанами, мне, губернатору, когда придет время, (надо) предлагать депутатам города Бердска, хорошо очень всем посоветоваться и подумать, на кого же мы сделаем ставку надежно, уверено? На того управленца, который будет душу свою отдавать бердчанам, решать те проблемы, которых много как в Бердске, так и в другом городе... Я несу ответственность сегодня, как складывается вообще ответственность исполнительной власти в ее эффективности... Потому что и я буду предлагать какие-то кандидатуры. Конечно, ответственность возрастает и у представительного органа власти. Будем нести вместе ответственность. Надеюсь, что мы не будем ошибаться, мы будем очень взвешенно подходить, не по какому-то партийному принципу принадлежности, а по уверенности, что человек, которого мы будем предлагать, имеет опыт, практику, а главное — желание служить людям без всякого пафоса, а просто: жить проблемами, которые в реальной жизни все-таки есть.

Городецкий отмечал несостоятельность бердских избирателей. По его мнению, жители Бердска «не подумали головкой», прежде чем выбрать мэром города программиста Илью Потапова, не имеющего представления об управлении.

О том, что принципы демократии не нарушены при переходе на выбор градоначальника по конкурсу, заявлял экс-спикер заксобрания Новосибирской области Иван Мороз в ответ на протесты и высказывания за возвращение прямых выборов: - Кто утверждает кандидатуру? Районный (городской) совет. А он (совет депутатов) кем избирался? Не инопланетянами же, а населением! Так что здесь не нарушены ни принципы демократии, ничего.

Официально

Статья 50. Порядок избрания Главы города Бердска (введена решением Совета депутатов г. Бердска от 24.09.2015 №655)

1. Глава города Бердска избирается Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Глава города избирается на сессии Совета депутатов.

3. Совет депутатов не позднее 8 рабочих дней со дня поступления решения конкурсной комиссии о результатах конкурса рассматривает представленных конкурсной комиссией кандидатов на должность Главы города и принимает решение об избрании Главы города.

4. На сессии Совета депутатов кандидаты для избрания на должность Главы города представляются председателем конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы города Бердска. (п. 4 в ред. решения Совета депутатов г. Бердска от 12.11.2015 №684)

5. Депутаты Совета депутатов вправе задавать кандидатам на должность Главы города вопросы.

6. Решение об избрании Главы города принимается тайным голосованием в порядке, установленном статьей 65 настоящего Регламента.

7. Избранным считается кандидат, набравший в результате голосования большинство голосов от установленного числа депутатов Совета депутатов. В случае если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не набрал большинство голосов от установленного числа депутатов, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. 8. Кандидат, избранный Главой города, обязан в пятидневный срок с момента принятия Советом решения представить в Совет депутатов копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом Главы города, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

9. В день представления избранным Главой города копии приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом Главы муниципального образования, ему вручается решение Совета депутатов об избрании.

10. Если кандидат, избранный Главой города, не выполнит требования, предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи, Совет депутатов не позднее 8 рабочих дней созывает внеочередную сессию Совета, на которой отменяет свое решение об избрании кандидата Главой города и объявляет новый конкурс.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020)

Статья 36. Глава муниципального образования

6. Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае: 1) смерти; 2) отставки по собственному желанию; 2.1) удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона; (п. 2.1 введен Федеральным законом от 07.05.2009 N 90-ФЗ) 3) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 настоящего Федерального закона; 4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; 7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; % name% title прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

9) отзыва избирателями; 10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

12) преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.1-1, 3.2, 3.3, 4 - 6.2, 7 - 7.2 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования; (п. 12 введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 03.04.2017 N 62-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

13) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом; (п. 13 введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

14) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом. (п. 14 введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ) 6.1. Полномочия главы муниципального района, главы муниципального округа, главы городского округа прекращаются досрочно также в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации в случаях: (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

1) несоблюдения главой муниципального района, главой муниципального округа, главой городского округа, их супругами и несовершеннолетними детьми запрета, установленного Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами"; (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

2) установления в отношении избранных на муниципальных выборах главы муниципального района, главы муниципального округа, главы городского округа факта открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда указанные лица были зарегистрированы в качестве кандидатов на выборах соответственно главы муниципального района, главы муниципального округа, главы городского округа. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в значении, определенном Федеральным законом, указанным в пункте 1 настоящей части. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2016 N 505-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

8.1-1. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования избрание главы муниципального образования, избираемого представительным органом муниципального образования из своего состава или из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, осуществляется не позднее чем через шесть месяцев со дня такого прекращения полномочий.

При этом если до истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования осталось менее шести месяцев, избрание главы муниципального образования из состава представительного органа муниципального образования осуществляется на первом заседании вновь избранного представительного органа муниципального образования, а избрание главы муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, - в течение трех месяцев со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе. (часть 8.1-1 введена Федеральным законом от 18.07.2017 N 171-ФЗ)
Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы