Какое ведомство может провести народную экспертизу и остановить строительство свалки у кладбища Бердска, ответил Росприроднадзор

berdsk.nso.ru

Общественную экологическую экспертизу могут организовать активисты совместно с мэрией города. Результаты экспертизы отправляются в Росприроднадзор и в Главгосэкспертизу. Они рассматриваются наравне с документами застройщика.

Какая организация может провести общественную экологическую, чтобы остановить строительства свалки около кладбища Бердска, выяснила редакция "Курьер. Среда. Бердск". Напомним, как провести народную экспертизу и как это повлияет на стройку полигона, разъясняла Главгосэкспертиза. Активисты Светлана Рябоконь и Наталья Слесарева заявили, что готовы провести экспертизу и остановить строительство.

Редакция отправляла вопросы в Росприроднадзор, главное государственное ведомство, принимающее решение по госэкспертизе. Читайте вопросы и ответы. Уточните, как и кем проводится общественная экологическая экспертиза? По какой схеме?

- Требования к общественной экологической экспертизе предусмотрены статьями 20-25 Федерального закона от 23.11.1995 N‹ 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Закон N° 174-ФЗ). Статьей 20 Закона N• 174-ФЗ предусмотрено, что общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, - ответили в Росприроднадзоре.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней (пункт I статьи 22 Закона N° I 74-ФЗ). Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы (пункт 2 статьи 22 Закона N° 174-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N° І74-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории относятся, помимо прочего, организация по требованию населения общественных экологических экспертиз. Согласно пункту 1 статьи 23 Закона N. 174-ФЗ общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.

Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным (пункт 2 статьи 23 Закона N•. 174-ФЗ).

В заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены наименование, юридический адрес и адрес (место нахождения), характер предусмотренной уставом деятельности, сведенья о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, сведения об объекте общественной экологической экспертизы, сроки проведения общественной экологической экспертизы (пункт 3 статьи 23 Закона N° 174-ФЗ). Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения (пункт 4 статьи 23 Закона N° 174-ФЗ).

Общественная экологическая экспертиза проводится самого проекта полигона? Или возможна экспертиза расположения участка под полигон ТКО?

В соответствии со статьей 21 Закона N° 174-ФЗ общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в статьям 1 1 и 12 Закона № 174-ФЗ, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Статьей 11 Закона № i 74-ФЗ определены объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня, к которым, в том числе, отнесена проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердым коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.

Таким образом, общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в статьям 1 1 и 1 2 Закона N° 174-ФЗ, в том числе, в отношении объектов размещения отходов (полигонов), за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

На основании каких законов и в какой форме мы можем затребовать проект будущего полигона у застройщика, чтобы он его предоставил для экспертизы? Согласно пункту З статьи 22 Закона № 1 74-ФЗ общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном Законом N• 174-ФЗ порядке, имеют право, помимо прочего, получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в пункте I статьи 14 Закона № І74-ФЗ.

Кто должен проводить эту общественную экологическую экспертизу? Какое ведомство, какие специалисты?

Статьей 20 Закона N•• 174-ФЗ предусмотрено, что общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 174-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории относятся, помимо прочего, организация по требованию населения общественных экологических экспертиз.

Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным (пункт 2 статьи 23 Закона N• 174-ФЗ).

Отдельно следует отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона N• 174-ФЗ на экспертов, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы, при осуществлении ими экологической экспертизы распространяются требования, предусмотренные в пункте 2 и абзацах втором, третьем, пятом, седьмом пункта 5 статьи 16 Закона N• 174-ФЗ.

Может ли Росприроднадзор провести общественную экологическую экспертизу для жителей Бердска? Сколько это будет стоить?

В соответствии с возложенными полномочиями Росприроднадзор и его территориальные органы не проводят общественную экологическую экспертизу. Финансовое обеспечение общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежные взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующим органов местного самоуправления (статья 29 Закона N° 174-ФЗ).

Какие документы нужно предоставить Росприроднадзор для проведения общественной экологической экспертизы? Или для другого ведомства?

В соответствии с возложенными полномочиями Росприроднадзор и его территориальные органы не проводят общественную экологическую экспертизу.

Финансовое обеспечение общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежные взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующим органов местного самоуправления (статья 29 Закона N° 174-ФЗ).

При проведении государственной экологической экспертизы рассматриваются в том числе заключения общественной экологической экспертизы в случае ее проведения и материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления. Участок под полигон ТКО непосредственно граничит с городом Бердском. Могут ли жители Бердска с местными властями организовать обсуждения будущего полигона?

В соответствии с возложенными полномочиями Росприроднадзор и его территориальные органы не проводят общественную экологическую экспертизу.

Условия проведения общественной экологической экспертизы предусмотрены статьей 23 Закона№ 174-ФЗ. Согласно пункту 1 статьи 23 Закона № 174-ФЗ общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.

При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии.

Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным (пункт 2 статьи 23 Закона N‹ 174-ФЗ).

В заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены наименование, юридический адрес и адрес (место нахождения), характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, сведения об объекте общественной экологической экспертизы, сроки проведения общественной экологической экспертизы (пункт 3 статьи 23 Закона N° 174-ФЗ).

Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения (пункт 4 статьи 23 Закона N° І74-ФЗ).

Эти обсуждения должны быть непосредственно по проекту или может обсуждаться внесенный в территориальную схему обращения с отходами Новосибирской области участок на границе Бердска под полигон ТКО? Его расположение в отношении проживающих людей и потенциальном вреде свалки местной экологии?

Согласно пункту З статьи 22 Закона № 174-ФЗ общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном Законом N• 174-ФЗ порядке, имеют право, помимо прочего, получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в пункте 1 статьи 14 Закона N• І74-ФЗ. Согласно пункту I статьи 14 Закона № 174-ФЗ государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в статьях 1 1 н 12 Закона N• 174-ФЗ проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям упомянутого закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе, помимо прочего, материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации утверждено приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 1 6.05.2000 N° 372 (далее — Положение N° 372) , согласно пункту 4.9 которого порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально. Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Таким образом, орган местного самоуправления и заказчик вправе организовать проведение общественные обсуждения по планируемой деятельности при проведении оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующим материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы.

Какие это должны быть обсуждения и как документально оформлены?

Учитывая изложенное выше, Управление считает, что общественные обсуждения по планируемой деятельности при проведении оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду должны быть проведены исключительно в отношении объектов, предусмотренных статьей 11 Закона N• 174-ФЗ, то есть, в том числе, в отношении проектной документации объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердым коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проектов рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.

Сколько времени есть у жителей для проведения общественной экологической экспертизы? В какие сроки мы должны ее вам предоставить?

Согласно пункту 3 статьи 23 Закона N• 1 74-ФЗ в заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены, помимо прочего, сроки проведения общественной экологической экспертизы.

В соответствии с возложенными полномочиями Росприроднадзор и его территориальные органы не проводят общественную экологическую экспертизу. Следовательно, Управление считает, что сроки определяют общественные организации (объединения) при обращении с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления.

Обращаем внимание, что Управление не является органов государственной власти, уполномоченным разъяснить нормы законодательства Российской Федерации. Информация, содержащаяся в подобных настоящему письмах, является мнением Управления по конкретно поставленным вопросам.

_____________________________________

Если вы станете очевидцем чрезвычайного происшествия или чего-то необычного, вы можете делиться с нами новостями!

Добавляйте в свои телефоны наш номер 8953-878-90-10 WhatsApp и подписывайтесь на аккаунт в Instagram.

Напомним, делиться новостями вы по-прежнему можете на странице "Курьер. Среда. Бердск" в соцсети "Вконтакте", в рубрике «Сообщи свои новости» на сайте kurer-sreda.ru.

Отправлять сообщения или звонить на номер 8953-878-90-10.

Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы