18 февраля, согласно церковному календарю, будет почитаться память святой Агафьи, которая является мученицей из-за своей непростой судьбы. Она была красива и статна, была рождена в семье христиан, обладающих большим состоянием. Именно из-за ее красоты и ее отказов быть с кем-то, за женщиной была объявлена охота. Ее поймали, пытали и всячески истязали, однако, на глазах у языческого правителя она чудесным образом исцелялась, а также в ходе одной из пыток вызвала землетрясение, которое поглотило тех, кто мучил Агафью. После этого случая ее заточили в темницу, где святая и скончалась.
День памяти святой Агафьи в народе называют Агафьей Коровницей или Голодухой. Это связано с тем, что в февральский период заканчивались корма, из-за чего в деревнях устанавливался мор и голод, то есть голодуха. Также люди верили, что в феврале в село проникает Коровья смерть, облаченная в старуху с котомкой, в которой она прятала свои болезни, и покушается на домашний скот, желая, чтобы он весь пал.
Чтобы защитить животных от коровьей смерти, с самого утра в хлевах убирали, а затем проходились по ним в пропитанных дегтем лаптях. Деготь отгонял всякую нечисть, после чего коровам на рога вешали специальным образом освященный хлеб. Его освящали в церкви, относя изделие туда перед праздником. Также помещение, где находились животные, окуривали чертополохом, который изгонял любую нечисть.
Также в этот день проводили обряд опахивания, который прогонял коровью смерть. По сельским домам проходила повещалка, которая являлась вдовой и была избрана вести соху. Все женщины села собирались ближе к ночи, распустив волосы и оставшись в одних сорочках, женщины всячески шумели, использовали кухонную утварь, косы, серпы, ухваты. Они выходили на околицу, не переставая шуметь, после чего повещалка причала специальные слова. После этих слова на нее надевали хомут и запрягали в соху. Так женщины должны были трижды обойти село, опахивая его бороздой и пугая нечистую силу.
Если наперекор сохе пробежала кошка или собака, иное животное, то это и считалось Коровьей смертью, которая могла принять любой облик. Еще одним способом определения коровьей смерти был способ сбора коров в центре села на момент обряда. Когда обряд заканчивался, хозяева разбирали своих коров и уводили по домам и хлевам. Если из всех осталась одна, которому никому не принадлежит - это и была коровья смерть.
Этот день обладал своими запретами, которые верующие тщательно соблюдали.
- Запрещено оставлять скот без внимания: не ухаживать за ним, не кормить, не поить, не убирать в хлеву. В этот день животные нуждались в особой защите, поэтому обижать их нельзя, как и бить, чтобы у коров не испортилось мясо и не пропало молоко;
- Запрещено мужчинам без надобности выходить из дома, чтобы не привлечь к себе тяжкие болезни, хворь и смерть.
- Запрещено отпускать со двора собаку и кошку, иначе они принесут с собой коровью смерть, которая устроит падеж скота.
- Запрещено отказывать в милостыне и помощи нуждающимся, больным и родным людям.
- Запрещено стричь волосы, иначе весь год можно провести в одиночестве.
- Запрещено женщинам и девушкам после заката в окно выглядывать, иначе красоты и жизненных сил можно лишиться.