Издревле человечество наделяло мистической силой явления природы, которые не поддавались объяснению. В громе и молнии видели гнев богов, а в дожде – плодородную милость. Не избежала олицетворения и неизбежная участь каждого – смерть.
В культурном коде русских прочно закрепился образ смерти, как закутанной в балахон фигуры с косой. Одни истоки лежат на поверхности, другие – уходят корнями в древние культы, а третьи относятся к науке.
Языческие корни
Старые верования славян, кельтов и других европейских народов строятся на природных циклах. Лютая зима чередуется с плодородным летом, а умиранию природы предшествует жатва. Отсюда – ранние изображения смерти с серпом, например в культе греческого Кроноса.
Славянское божество смерти – Морана, также покровительствовала Луне, чей серп очень напоминает популярное оружие жатвы.
Коса – более поздний инструмент, позволяющий славянам заготавливать луговые травы. Под взмахи лезвия попадали все растения без разбору, что напоминало лишённое избирательности дело смерти.
Европейские феодалы средневековья не чувствовали себя равными «простолюдинам», поэтому считали, что их жизнь смерть обрывает не с помощью серпа, а используя меч – атрибут благородных рыцарей.
Коса окончательно закрепилась в изображениях смерти, когда страшные эпидемии чумы XIV-XVI веков «выкашивали» целые города, словно поля с сочной травой.
Научный нюанс
На одном из недавних Британских фестивалей науки биологи обсуждали так называемый «запах смерти». В XX веке удалось выяснить, что в момент гибели тело человека выделяет гексанал – сладковатый аромат, напоминающий свежескошенную траву. Он возникает в первые часы после смерти, до неприятного запаха, вызванного разложением.
Люди прошлого, находившиеся рядом с умирающим, объясняли травяной запах невидимым визитом смерти, которая отделяла душу от тела косой, сохранившей прикосновение луговых трав.
Другие символы
Как только по Европе разошлось христианство, загадочная фигура в балахоне стала скелетом. Источником послужил «череп Адама» – его вместе с костями изображали под Крестом распятого Спасителя.
Смерть как самостоятельное божество сменилась на Ангела с разной атрибутикой. Например, у армянского народа Ангел Смерти держит перо, которым записывает судьбу прямо на лбу человека. Ангел Азраил из исламской религии указывает на Древо Жизни, теряющее листья с именами тех, чей час пробил.
С приходом эпохи Возрождения живописцы стали намекать на близость смерти, изображая в натюрмортах подгнившие фрукты, песочные часы, кости животных и погасшие свечи.
Среди растений европейцы относили к смерти бутоны мака и цветущие нарциссы, славяне считали «похоронными» хвойные деревья. Животными смерти были вороны, кони или собаки чёрного цвета.
Белым и голубым цветом отмечается траур в восточных культурах. Божества смерти вместо косы носят лук и стрелы, как символ внезапной гибели. Индуистский Яма, проводник душ, использует лассо из верёвки, чтобы отвести умершего на суд, где его прижизненные поступки позволят определить, каким станет следующее перерождение.