Зависть – это и чувство, и форма поведения, и даже, по религиозным нормам, смертный грех. Единого определения для всех нет. Если кого-то зависть толкает к саморазвитию и достижениям, вряд ли её можно отнести к порокам.
Совсем другое дело – когда зависть приносит душевные терзания. Библейская история содержит немало примеров убийств из зависти. На него пошли и Каин, и братья Иосифа и даже составитель Псалтыри царь Давид. Рассмотрим психологическую и мистическую стороны зависти и рассудим – что делать с досаждающим чувством.
Немного психологии
Психоаналитик прошлого Мелани Кляйн определяла зависть, как противоположность благодарности. Базу для разрушающего чувства закладывают родители, сравнивающие достижения ребёнка с другими. Многие помнят «сына маминой подруги», который был хорош в учёбе, отношениях или карьере.
С годами «сын» вытесняется на задворки сознания, оставляя чувство неадекватной требовательности к себе. И если одни преимущества, вроде высокого заработка, достижимы, то другие заполучить почти невозможно, к примеру, тип фигуры.
Позитивный аспект зависти восходит к эволюции. Те, кто сравнивал себя с другими, имел мотивацию к развитию. Менее красивая женщина училась вкуснее готовить, украшать себя рукоделием, быть проницательной, чтобы иметь конкурентные преимущества перед другими.
Вычисление завистников
Людей, у которых совершенно нет завистников, не бывает. Если карьерные достижения не вызывают зависть, её предметом могут стать здоровые дети, интеллект или даже позитивный настрой. Вопрос в том – как относиться к зависти, чужой и собственной.
Психолог Анатолий Малиш не рекомендует намерено возбуждать зависть у других. Мстительное чувство иногда толкает людей на распространение сплетен и мелкие пакости, по поводу которых в полицию обратиться не получится. Прятать достижения тоже не нужно. Лучше придерживаться золотой середины и вовремя обозначать, сколько усилий вложено в успехи, которые, по мнению завистников, «достались даром».
Верная реакция
Работать с собственной завистью можно двумя способами. Первый – активный, предполагает воодушевление на развитие. Сравнивать свои достижения с другими не стоит, лучше оценивать свой путь. Удалось ли за год продвинуться ближе к мечте, наладить карьерные связи, улучшить внешность? Если да, то всё идёт по плану, и нужно продолжать, черпая силу в разрушительном чувстве.
Второй путь пассивный, построен на рефлексии. Понадобится ответить на внутренний вопрос «оно мне надо?». Каждое чужое достижение дополнено неочевидными на первый взгляд обязанностями. Возможно, для внутренней гармонии нужно совсем не то, чем обладает «сын маминой подруги».
Мистическая защита
В первую очередь завистник наносит вред самому себе. У него пропадает аппетит, развивается тревожность и падает самооценка. На реальную пакость способен не каждый, другое дело – сглаз. Под ним наши предки понимали ненамеренный ущерб, нанесённый через исполненный зависти и злобы взгляд.
Реальное действие энергии сглаза, как и заговоры с амулетами, наука всерьёз не воспринимает. Другое дело – сила веры в то, что это сработает. Если конкретный человек убеждён в защите, которой его обволакивает набор магических строк, то отказываться от заговора нет никаких причин.