Идеальная школа: говорит ученик, а не учитель, «домашка» не более 45 минут, никто не списывает

Модель «рассказал — спросил» отменяется, а начальная школа должна быть, как во всех развитых странах, шесть лет.

Идеальная школа: говорит ученик, а не учитель, домашка не более 45 минут, никто не списывает
В России, к сожалению, исторически сложилось так, что жаловаться на списывающих в школе не принято

По словам декана факультета менеджмента в сфере образования Елены Ленской, идеальная школа — это, прежде всего, небольшая школа на 500-800 учеников. Все гигантские комплексы в итоге теряют управляемость, а ученики в них обезличиваются. На уроках в хорошей школе говорит не учитель, а ученики. Модель «рассказал — спросил» отменяется, а начальная школа должна быть, как во всех развитых странах, шесть лет.

1. В школах будет демократичная и уважительная обстановка, исчезнет буллинг. В рамках исследования PISA детям уже после того, как они выполнили основное задание, давали анкету и спрашивали, что происходит в школе. Так вот, Россия вошла в топ-десятку… по буллингу! 37 процентов опрошенных учеников признались, что их травили, обзывали и унижали в школе. Самое печальное, среди тех, кто травит — большое количество учителей.

2. Домашние задания не будут занимать больше 45 минут в день. В Финляндии и в других странах давно пришли к этому. Все домашние задания будут проверяться. Ученик должен получать отклик на каждую выполненную работу. И не обязательно это будет оценка в баллах. Это может быть похвала: «молодец», «ты хорошо поработал, а теперь обрати внимание не предлоги». Важно, чтобы повышалась самооценка ребенка и чтобы он знал, как ему исправить ошибки.

3. Началка станет гораздо длиннее — не 4 года, как сейчас, и уж никак не 3, как это предлагают некоторые школы. Год за два — зачем? В России сегодня и так самая короткая начальная школа. Во всех успешных странах, включая Финляндию, шестилетняя начальная школа. В Англии детей начинают учить в школе с 5 лет, в Финляндии, как у нас — с семи. Чем опасна короткая началка? В начальной школе закладываются основы для дальнейшего предметного обучения. Ребенку, который не умеет читать на хорошей скорости, извлекая необходимую информацию, потом будет очень сложно. То же — со счетом. Знания не успевают закрепиться. Некоторые исследователи утверждают, что скорость чтения практически не увеличивается после 12 лет. С какими результатами пришел к этому возрасту, так и будешь с этим учиться дальше».

4. Школа станет работать как единая команда. У нас сегодня учителя почти не общаются друг с другом на профессиональные темы. Они могут поздравлять друг друга с днем рождения, отмечать праздники, говорить о чем угодно — мужьях, своих детях, дачных увлечениях, путешествиях, но только не о школе. Сейчас в этом назревает необходимость. Елена Ленская уточняет: «Мне хотелось бы, чтобы в школах появилась своя система профессионального развития педагогов, которая строилась бы вокруг учеников. Это система, когда учителя собираются и обсуждают, например, какая нагрузка будет у детей на следующую неделю. Известно, что у нас каждый учитель считает, что его предмет самый главный и дает задание километровой длины. При этом проверить задание времени у учителя нет». Педагог в лучшем случае объясняет у доски — ну вот такие у нас типичные ошибки. А ученика не интересуют типичные, его интересуют свои и что ему с ними делать? Внутришкольная система профессионального развития также позволяет обсуждать не типичные, а вполне конкретные проблемы, возникнувшие в данной школе.

5. Ученики перестанут списывать. Международное исследование TALIS показало: почти все директора признались, что у них в школах списывают. «Списывают, конечно, во всех странах, но в России — особенно много. У нас иногда учитель сам призывает детей к этому — школе нужны хорошие результаты, так что все способы хороши. Система такова, что сама провоцирует списывание. В России, к сожалению, исторически сложилось так, что жаловаться на списывающих в школе не принято», — подчеркивает Елена Ленская.

6. На уроках будет говорить не учитель, а ученик. Недавно в одном из российских регионов была большая делегация педагогов из Сингапура. Они ходили по коридорам школ во время урока, слушали, что происходит в классах, и удивлялись, как много вещают у нас учителя. Это отживший способ преподавания. А у нас до сих пор процветает прямая фронтальная работа.
7. Профильное обучение не будет таким массовым. Как правило, выбор профессии и дальнейшего обучения ребенок делает к концу школы. Многие успешные люди меняли свои замыслы непосредственно перед поступлением. «Мы хотим загнать детей в какие-то рамки и разными способами — льготами при поступлении в вузы, дополнительными баллами после профильных классов закрепляем у ребенка неправильный выбор. И он остается с эти выбором. Вы знаете о том, что у нас уже появились инженерные детские сады? И при этом никто не думает о том, где эти инженеры потом будут работать. В экономике завтрашнего дня нужны будут универсальные навыки», — уверена Елена Ленская.

8. Школы снова станут небольшими. 500-800 учеников — это максимум. И поддерживать нужно не сильные школы, а слабые, как в Эстонии, которая уже второй раз занимает в исследовании PISA первое место среди европейских стран. Там вкладывают деньги не в элитные школы крупных городов, которые показывают хорошие результаты, а в маленькие сельские или островные школы, которые имеют меньше возможностей.

«Все учителя там прошли тренинги и научились разным методам работы с учениками. Например, групповой работе, когда школьники учатся взаимодействовать, решать вместе проблемы. Или технике перевернутого класса, когда теорию ученик изучает дома, а на уроке обсуждает ее вместе со всем классом и учителем, — рассказала «РГ» Елена Ленская. — Еще я бы взяла для нас в качестве примера азиатскую систему ротации директоров и учителей. В Южной Корее, Японии, Сингапуре директор или учитель не может работать в одной школе больше 5 лет. Потом он переходит в другую. И хорошие педагоги имеют возможность работать во многих школах. В Южной Корее, кстати, такой жесткий отбор кандидатов на должность учителя, что в школу после университета попадает только 30 процентов выпускников. Остальные ждут еще год или больше и снова сдают профессиональный экзамен».

Источник: РГ

Мнение читателей
0
2
0
0
Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Спасибо за ваш голос
Моё мнение Комментарий Поделиться

От редакции

Хотите, чтобы ваши дети учились в такой школе?

Аноним, 20 января 2020 12:45
начальная школа должна быть, как во всех развитых странах, шесть лет.
========================================
угу. с 5-ти лет, а не с 7--8-ми. и в среднее звено вступают одиннадцатилетние дети, а не тринадцатилетние.
Аноним, 20 января 2020 13:19
У нас была началка всего 3 класса , у наших детей 4 класса , но умней нас они за этот год не становятся , туже програму растянули , в учебнике одно да по тому . Пол третьего класса повторяют то что проходили во втором , и четвертый начинается с того же что проходили в третьем.
Аноним, 20 января 2020 14:14
НВР:
Найдите сначала учителей,а потом мечтайте.
Рома, 20 января 2020 15:55
словоблудие
Жители города, 20 января 2020 21:07
А не задаёте вопрос,почему наше образование считается лучшем.Дети олигархов учатся за рубежем только из престижа.За выпускниками наших старых ВУЗов идёт охота.
аноним, 20 января 2020 23:37
Лучше нашего нигде нет это признано во всем мире! Поэтому и стараются уничтожить!
Аноним, 21 января 2020 10:22
Во всем мире - это где? Африка - это весь мир или есть где еще?
Почему в штыки приняли ЕГЭ? Потому, что списать нельзя. Посадите учителей рядом с учениками - и все станет очевидным.
Почему не нравится ЕГЭ преподавателям ВУЗов? Они лишились мзды за поступление.
Удивляет то, что постоянно, как мантры, звучат хвалебные оды советскому образованию. Да, оно было в чем-то лучше нынешнего. Спора нет. Но именно он, советское, привело к краху и экономики, и страны. Катастрофу, как мину, заложили в начале 30-х годов. Прочтите отзывы о нашем образовании лауреата Нобелевской премии Рабиндраната Тагора в его "Письмах о России".
Вечная мудрость говорит: "Что посеешь - то и пожнешь".
"Потому и сеем лебеду, называемое сеянное рожью".
А чтобы понять насколько советской власти нужно было образование, лучше ознакомьтесь с судьбой передового педагогического опыта - коммунами им. Дзержинского (ШКИД), им. Горькогои др. Да и опыт нашего современника Шетинина весьма поучителен.
Аноним, 21 января 2020 10:28
Какие враги уничтожают? Откуда эти враги появились? Чего они хотят?
Я вижу только одних врагов - граждан этой страны - безродных ванек, живущих старыми надеждами и мечтой о халяве. Те, кому хочется жить лучше, работают и живут лучше. Им трудно, не спорю, но они не стонут. Им некогда.
Аноним, 21 января 2020 13:26
Не буду столь радикален как предыдущие Анонимы, но увы, "лучшее, признано во всём мире" - это не более чем расхожее мнение. К тому же давно протухшее.

Образование не требуется само по себе. Чтобы сидеть на кассе в супермаркете, впаривать китайскую технику или складывать кирпичи в серийные дома особое образование не требуется. Уж тем более оно не требуется если потом вы пойдёте инженером на какой-нибудь БЭМЗ за 30-40 тысяч рублей. Оно требуется если только существует промышленность и наука, причём не для галочки, а передовая. Поэтому лучшее образование сейчас там, где оно реально требуется. В США, Германии, Южной Корее, ... Где оно даёт РЕАЛЬНЫЙ выхлоп по факту получения - сотни тысяч долларов дохода ежегодно.

Даже в СССР хорошее образование было "штучным товаром". А сейчас... Вот допустим был в Бердске учитель физики Кесслер Виктор Рудольфович. У него была своя авторская методика. Успешно обучал физике даже учеников, которых, на первый взгляд, 2+2 складывать толком было сомнительно обучить. А рядом была Родина учителем математики. Классический советский учитель, "паразитирующий" на хороших учениках. Это когда вы набираете класс исключительно сильных ребят, не сильно им мешаете, а потом все думают, что вы отличный учитель.

Кесслер давно уехал в Германию. На историческую родину. Родина - по-моему до сих пор директор школы. Пошла в Единую Россию. В облсовет... Новых Кесслеров нет и не будет. Родиных - сколько угодно.

Ну какое лучшее образование? О чём вы?
Аноним, 20 января 2020 23:52
Наше СОВЕТСКОЕ образование считалось лучшим, но не теперешнее. Спасибо всяким фурсенко с ливановыми.
Аноним, 21 января 2020 07:13
Кем считалось-то? По правописанию в комментариях пожилых сторонников "советика" этого не скажешь. Жителя города почитайте, например.
Аноним, 21 января 2020 07:45
Школа-слепок общества. Не может быть хорошая школа в обществе где все воруют и лгут. Не может учитель научить добру и справедливости, если вокруг зло и унижение, если его самого(учителя) ежедневно унижают. Финляндия... Тихая благополучная страна с порядочной властью, там вообще никого не волнуют учебные успехи и достижения учеников. Дети под присмотром, им комфортно, и ладно. Кому нравится, тот учится, кому не интересно, он просто приятно проводит время в школе, у него счастливое детство. Просто в таких странах ЛЮБАЯ работа оплачивается достойно, т.е. так, что хватает на жизнь. Поэтому над учеником не довлеет результат учебы, куда он "поступит" после школы, кем станет.
венгерка, 21 января 2020 09:47
+100
Вот это чистая правда...
А у нас все, даже государство для галочки...

Ваше мнение ценно: оставьте комментарий

войдите или зарегистрируйтесь, тогда Вам не придется вводить имя каждый раз, и Вы сможете настроить себе "аватар".
Ознакомьтесь с правилами комментирования