Расположенный на маршруте Золотого кольца Ростов — весьма кинематографичный город. Многие вспомнят, что именно здесь, в древнем Кремле, снимались сцены из комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Но старые улицы Ростова, застроенные фактурными двухэтажными домами, послужили декорациями и для многих других картин — среди них «Тридцать три» и «Афоня» Георгия Данелия, «Руслан и Людмила» Александра Птушко, «Трактир на Пятницкой» и недавние сериалы «Котовский» и «Раскол». А сейчас в Ростове и его окрестностях снова снимают кино — на этот раз с немцами.
Застрявший мотоцикл
Действие происходит уже в темноте. По одной из улочек села Поречье-Рыбное в свете прожектора движется одинокий человек; он слышит шум мотора и быстро прячется в кустах на обочине. А из-за поворота выезжает мотоцикл с коляской — и мимо проезжает немецкий патруль. Звучит команда «Стоп! Снято!», и всё вокруг приходит в движение. Мотоцикл разворачивают, он снова уезжает за поворот, а спрятавшийся человек снова выбирается на дорогу и готовится к следующему дублю. Впрочем, повторная съемка этой сцены задерживается по объективным причинам: мотоцикл — настоящий раритет, относящийся к 40-м годам прошлого века, и по привычке русские морозы переносит плохо. Завести его сразу не получается, и съемочная группа думает, как быть дальше.Матрона и Сталин
Фильм, который снимается в Ростове, называется «Мария» и основан на легенде о встрече Сталина со старицей Матроной Московской осенью 1941 года, когда фашисты стремились захватить столицу СССР. Линия фронта тогда проходила совсем рядом с городом, многие учреждения и заводы уже были эвакуированы, а на улицах строили баррикады. На той встрече Матрона посоветовала главе государства привезти в Москву чудотворную икону — она поможет остановить врага и спасти город.
Достоверных данных, которые подтверждали бы эту легенду, нет. О встрече, например, известно лишь из воспоминаний знакомой Матроны Зинаиды Ждановой; этот эпизод не вошел в канонический текст жития блаженной Матроны как недостоверный. Тем не менее легенда существует, есть и те, кто верит в то, что именно облет Москвы на специальном самолете, который вёз икону, помог остановить немецкую армию. Впрочем, в мифе есть разночтения, например, и в том, какая именно икона была использована. Так, Тихвинская икона Божией Матери, о которой идет речь в фильме, во время войны осталась на оккупированной территории, была захвачена немцами и в Россию вернулась только в 2004 году.
Замаскированная современность
Но фильм не напрасно называется «Мария». У Старицы — или Матроны (актриса Ольга Лапшина) — в картине совсем немного экранного времени. Главная же героиня — Мария Петрова (эту роль играет актриса Мария Луговая); она служит в НКВД, атеистка, давно отреклась от расстрелянного отца-священника и не верит в чудеса, которые молва приписывает Матроне. Но начальство дает ей задание — принести в Москву икону Тихвинской Божией Матери, которая находится в тайнике в том храме, где служил отец Марии. Храм остался на захваченной немцами территории, поэтому в помощь Марии выделяется диверсионная группа во главе с Сержантом (Илья Малаков). Добыть икону удается быстро, но теперь нужно вернуться к своим; а за группой увязался отец Владимир (Артур Смольянинов), который не может просто отдать реликвию.Снимает картину режиссер Вера Сторожева (сериал «Шифр»), а сценарий написала Елена Райская («София», «Хождение по мукам», «Конец сезона»).
Съемки фильма проходили в самом центре Москвы — виды осажденного города снимали в Хохловском переулке, который был на три дня перекрыт для движения; там даже отключили городское освещение и архитектурную подсветку зданий.
Но многие сцены остались как раз для Ростова и его окрестностей — ему пришлось на время стать тем зафронтовым городком, в который отправляются диверсанты за иконой. Например, сцены в храме снимали в настоящей ростовской церкви Вознесения, известной с XVI века. Конечно, приметы времени, например заборы или сараи из современных материалов, пришлось маскировать; для этого были специально заказаны ивовые щиты, которые и закрывают возможные анахронизмы от вездесущей камеры.
Фильм о Марии
По словам авторов фильма, они не собираются продвигать одну из версий в качестве основной.«Мы знаем, что Москва была спасена — это факт, — напомнила в беседе с „АиФ“ продюсер „Марии“ Наталья Иванова. — И моё однозначное мнение — это случилось благодаря героизму солдат и ополченцев, именно эти две силы и остановили немцев, которые были практически у ворот города. Но верующие люди имеют право думать, что помогла ещё и икона — это, наверное, помогает им в вере. И я не исключаю и того, и другого».
И хотя мы живем в жестком реализме, говорит продюсер, но ходим в церковь, ставим свечи и просим помочь близким.
«Всё это очень переплетено, так что никакой однозначности быть не может. Поэтому мы не ставим жирной точки на этой истории, а предлагаем зрителям подумать над ней», — заключила Иванова.
Съемочный период картины завершится совсем скоро — в феврале 2021-го. Предполагается, что выход «Марии» будет приурочен к юбилею битвы под Москвой — в этом году исполняется 80 лет со времени ожесточенных сражений на подступах к столице и контрнаступлению советских войск в начале декабря 1941 года.
Источник: aif.ru
Что за время настало? Откуда повсюду подмены?
Стал монахом тиран, всесоюзным курортом — ГУЛАГ.
Позабыли отцы, вспоминая доступные цены,
Что людей зарывали тогда без молитв, как собак.
Иеромонах Роман
Верю - не верю детская игра.
Есть документы, пусть публикуют. Почему держат в секрете то, что должно быть уже давно предано огласке? Почему нам нельзя знать все, что касается репрессий, гонений на церковь?
Сказки про набожность Сталина рассказывают постоянно. Но кто нормальный всерьез их примет?
Есть документ, на котором стоит подпись Сталина о сносе храма-памятника воинам войны 1812 года. И это документ. А все, что касается сказки в этом фильме - фантазия автора. Желающие могут поверить.