В сильные морозы можно заметить, как стрелка датчика температуры охлаждающей жидкости ходит вниз-вверх при наборе скорости. Ледяной воздух выгоняет тепло из радиатора, из-за чего антифриз охлаждается до 50-70 градусов. Поэтому при значениях температуры ниже -15 градусов встает вопрос об утеплении двигателя. Однако дело это непростое, и, несмотря на явные преимущества, утепление обросло множеством легенд и мифов, можно ошибиться и нанести вред технике. Как же правильно утеплять мотор?
Задержать тепло
Многие помнят из детства и юности, как бывалые автомобилисты ставили на носу у карбюраторных «Волг», «Москвичей» и «буханок» картонки или даже пуховые одеяла для утепления моторного отсека в морозы. Под капот они клали старую шубу или кусок войлока. Сейчас такие способы тоже действенны и в определенных случаях помогают сохранить тепло новым автомобилям. Но есть ряд нюансов.В продаже есть так называемые «автоодеяла», специально созданные для утепления моторного отсека. Они изготавливаются из негорючих пожаробезопасных материалов. Как заявляется, такие одеяла помогают сохранять тепло и поддерживают внутри благоприятную для двигателя атмосферу. Они изолируют металлическую поверхность капота и предотвращают уход тепла через него. Однако утеплители эффективны не всегда.
Эксперты журнала «За рулем» проводили эксперименты. Оценивалось время прогрева двигателя до рабочей температуры, а также его остывание после поездки и пожаробезопасность. Замеры проводились при температуре -15 градусов. Результаты получились спорные. Если без утепления мотор полностью прогревался за 15 минут, да и то на ходу, то при использовании утеплителей время сокращалось до 10 минут.
После остановки силовой агрегат без термозащиты промораживался в течение 3 часов и 20 минут, а с автоодеялом процесс затягивался до 5 часов и 25 минут. Обычный войлок под капотом помогал мотору сохранять тепло до 4 часов и 40 минут.
Пожаробезопасность
Кроме того, проверки на пожаробезопасность оказались провалены. Современные бензиновые и дизельные моторы имеют турбонаддув, который разогревается до 900 градусов. Некоторые части коллекторов системы выпуска также достигают 700 градусов, а термостойкий материал автоодеяла выдерживает в лучшем случае 400 градусов. Поэтому при смещении краев ткани и попадании их в проблемные места мотора они могут обуглиться. По справедливости, надо отметить, что все двигатели современных машин сейчас закрываются пластиковыми крышками, предотвращающими контакт с раскаленными частями системы выпуска.До каких температур утепляться?
Как поведет себя утепленный мотор в холода, зависит от ряда факторов: типа конструкции (дизель или бензин), наличия турбонаддува, расположения воздухозаборника в моторном отсеке.Если слишком усердствовать и закрыть все щели в моторном отсеке, а радиаторную решетку заткнуть старой пуховой подушкой, то в моторном отсеке возникнет дефицит воздуха. Его циркуляция нарушится, приток кислорода снизится, и силовой агрегат будет работать на обогащенной смеси, что очень вредно для камер сгорания и каталитического нейтрализатора. Есть риск появления нагара на электродах свечей и закоксовывания ячеек катализатора. Кроме того, растет расход и падает мощность. При перегреве могут страдать высоковольтные провода и катушки зажигания.
Поэтому при температуре воздуха свыше -15 градусов утепление моторного отсека не требуется. Можно максимум поставить экран перед решеткой радиатора, но только в тех случаях, если он рекомендован производителями техники. А при температуре выше -10 градусов не нужен и он.
Есть у автоодеял и другие недостатки. К примеру, изолон с фольгой может вызвать короткое замыкание при соприкосновении с клеммами АКБ. Могут сгореть многие предохранители, а в худшем случае — электронный блок управления двигателем (ЭБУ).
В общем, пользоваться дополнительными утеплителями можно лишь при экстремально низких температурах, какими автопроизводители считают -15 градусов и ниже. При повышении температуры до -5 градусов достоинства утеплителей превращаются в их недостатки.
Источник: aif