Из снятых на господдержку 68 фильмов лишь восемь себя окупили в прокате

В их число вошли такие картины, как «Любовницы», «Трезвый водитель» и «Миллиард». В прошлом году за аналогичный период в прокате окупились девять из 54 лент.

Из снятых на господдержку 68 фильмов лишь восемь себя окупили в прокате
«Любовницы» себя окупили

В январе—ноябре 2019 года только восемь фильмов из 68, получивших господдержку, окупились в прокате, подсчитал РБК на основе данных Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС). В их число вошли такие картины, как «Любовницы», «Трезвый водитель» и «Миллиард». В прошлом году за аналогичный период в прокате окупились девять из 54 лент, производство которых было поддержано государством, то есть коммерчески успешной оказалась каждая шестая.

Всего в 2019 году, по информации «Бюллетеня Кинопрокатчика», в прокат вышли 168 отечественных фильмов, в прошлом году их было 140. Бюджет картин, которые снимались без участия государства, достоверно не известен.

Для того чтобы фильм стал коммерчески успешным, ему необходимо собрать в прокате в два раза больше, чем на него было потрачено, объяснил аналитик кинобизнеса Сергей Лавров. Около половины кассовых сборов по итогу проката забирают кинотеатры, еще около 10–15% достается дистрибьютору, поэтому продюсерам остается около 40–42% кассовых сборов, напомнил Лавров.

Как считали

На основе базы ЕАИС, которая с этого года предоставляет открытые сведения о затратах кинокомпаний, получивших господдержку, на производство фильма, а также о его кассовых сборах, РБК подсчитал количество окупившихся в прокате картин.

Была составлена формула для расчета дохода киностудии от проката своей продукции, где из 42% от кассовых сборов, которые получил продюсер, вычитается производственный бюджет без учета денег, выделенных государством на безвозмездной основе.

Ситуация, когда на десять профинансированных фильмов приходится лишь один успешный, ненормальна, указывает Лавров. По его словам, причина провала отечественного кино в прокате заключается в самой системе господдержки, когда коммерческая организация получает субсидию, возвращать которую не обязана.

Такое соотношение, когда на десять снятых фильмов прибыльным становится один, нормально для киноиндустрии, такое же соотношение есть и в Голливуде, утверждает гендиректор исследовательской компании «Киноэкспертиза» Олег Иванов. По его словам, экономика кинопроизводства предполагает, что один успешный фильм окупит остальные девять неудачных, «поэтому то соотношение, которое мы видим сейчас на российском кинорынке, нормально для индустрии в целом». Другое дело, что эти девять неудачных принадлежат разным студиям, поэтому неизбежно есть победители и проигравшие, уточнил Иванов.

При расчетах коммерческого успеха фильма в прокате расходы кинокомпании на продвижение не учитываются, поскольку рекламные бюджеты продюсеры обычно не раскрывают, отмечает Иванов. Нет и общей системы расчета рекламных затрат, поскольку часто кинокомпании получают рекламную поддержку от партнеров, например телеканалов.

Наибольший доход по итогу проката, 522 млн руб., своим продюсерам в 2019 году принесла картина «Т-34» кинокомпании «Марс Медиа». Эта военная драма собрала в прокате 2,3 млрд руб., заняв третье место по кассовым сборам среди всех вышедших в 2019 году лент после «Короля Льва» и «Мстители: Финал». На производство картины кинокомпания потратила 443,8 млн руб., еще 120 млн она получила безвозмездно от Фонда кино, следует из данных ЕАИС.

Наибольший убыток зафиксирован у приключенческой ленты «Тайна печати дракона», которую «Русская фильм группа» снимала совместно с китайской China Film Group. Суммарно на производство было потрачено 2,3 млрд руб., из которых 90 млн руб. выделил Фонд кино. В российском прокате картина сумела заработать только 333,5 млн руб.

РБК направил запрос представителям «Марс Медиа» и «Русской фильм группы».

Как еще зарабатывают продюсеры

Помимо кассовых сборов кинокомпании могут заработать на продаже лицензий на показ своих фильмов онлайн-кинотеатрам, телеканалам, а также на прокате картин за рубежом, указывает Иванов. Однако, по его словам, кассовые сборы все равно составляют около 80–90% доходов продюсеров от производства и лишь 10–20% студии получают из других источников. Доход от онлайн-кинотеатров действительно растет с каждым годом, но относительно заработка от классического кинопоказа пока остается небольшим.

Для российского зрителя успех или провал в прокате очень показателен: если фильм оказался непопулярным в кинотеатрах, то и на онлайн-платформах он не станет успешным, а значит, не принесет дополнительного дохода, резюмирует Лавров.

В пресс-службе Фонда кино не ответили на вопрос, считает ли организация действующую систему господдержки кино эффективной. Министерство культуры пообещало вернуться с ответом позднее.

Ранее министр культуры Владимир Мединский на вопрос РБК, почему каждый третий российский фильм не окупает госрасходов на его производство, ответил, что за последние «пять-шесть лет благодаря усилиям Министерства культуры, Фонда кино и правительства произошел рывок в поддержке отечественного кинематографа». Фонд кино он критиковал за неудачи в продвижении российского кино за рубежом.

В октябре этого года система Фонда кино по распределению бюджетных денег вызвала вопросы у Счетной палаты. Аудиторы обратили внимание, что во время голосования экспертного совета, который выбирает получателя госсубсидии, члены совета могли голосовать за свои собственные проекты, предыдущие провалы кинокомпаний при выделении государственных денег не учитывались, а последующие траты бюджетных средств не контролировались должным образом.

Источник: РБК

Мнение читателей
0
3
0
0
Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Спасибо за ваш голос
Моё мнение Комментарий Поделиться

От редакции

Какие российские фильмы-премьеры вы смотрели в этом году?

Поросёнок Пётр, 14 декабря 2019 20:15
Из всего перечисленного смотрел только хвалёный и успешный "Т-34", абсолютная хрень и пустышка, еле досмотрел, успех сей картины основан исключительно на агрессивном пиаре во всех государственных СМИ, обзор на сей "шедевр" можно у Баженова посмотреть, я с ним согласен на все 100 https://youtu.be/BKQlqjBDF8Q В целом, конечно очень печально, что современное отечественное кино генерирует такое количество тошнотворного кала.
Аноним, 14 декабря 2019 20:38
да что там российское кино...у нас мало кто понимает, что и всякие газпромы-роснефти уже несколько лет как стали убыточны ..И из за пониженной мировой цены на газ-нефть тоже ,ессно..Но в Ведомостях писали о махинациях ,например, когда Газпром сам у себя покупал газ через дочерние предприятия, чтобы отчитаться об объеме продаж...Помните скандал с аналитиком Сбербанка Александром Фэком,которого Греф уволил фактически за раскрытие этой тайны..Фэк на документах и примерах доказал, что основную выгоду от строительства газопроводов за границей получат не акционеры «Газпрома», а компании-подрядчики, связанные с друзьями президента России Владимира Путина. Например, Фэк и еще один аналитик Сбербанка А. Котельникова писали в докладе, что строительство «Силы Сибири» обойдется в 55,4 миллиарда долларов, но эти вложения не окупятся продажей газа Китаю. Авторы отчета пришли к выводу, что «Газпром» потеряет на строительстве «Силы Сибири» 11 миллиардов долларов. Выбор в пользу этого дорогого варианта авторы отчета объясняют интересами основных подрядчиков «Газпрома» — «Стройтранснефтегаза» и «Стройгазмонтажа», которые «почти поровну» разделили основные контракты по «Силе Сибири». Первая компания принадлежит Аркадию Ротенбергу, половина второй — Геннадию Тимченко и его семье; оба входят в ближний круг общения Владимира Путина. Кроме того, еще один контракт по этому проекту получил «Сибур», частично также принадлежащий Тимченко.
Похожие выводы Фэк и Котельникова сделали в отношении «Турецкого потока» и «Северного потока — 2». По их прогнозам, первый проект обойдется «Газпрому» в 21 миллиард долларов и не окупится в течение полувека; второй будет стоить 17 миллиардов долларов и не окупится за 20 лет. Потери «Газпрома» от этих строек аналитики Sberbank CIB оценили в 17 миллиардов долларов. Вот такое кино ))
Аноним, 15 декабря 2019 04:46
Какие умные люди, спасибо вам, что хоть простым смертным открываете глаза.
Аноним, 15 декабря 2019 07:48
Не смотрел ни один из вышеперечисленных «шедевров» российского производства. Там либо кремблеботством прет за версту, либо просто чушь для деградантов. А т 34 так вообще блевонтин отстойный. Особенно актерский состав полицейский с рублевски в героя войны переобулся. Ну хотите патриофильм про войну сделать, ну позовите ещё реву, галустяна, бузову туда. Чтобы прям огонь получился, чтобы все посмотрели, очаровались, сплотились и терпели так как денег нет
Гость, 15 декабря 2019 11:02
"Российское кино не тонет!" (С)
Смотрю новинки только в версии "бэдкомедиан" - очень точные рецензии, при этом минимально травмирую свою психику.
Аноним, 15 декабря 2019 11:05
заметьте: из 168 отечественных фильмов вышедших в 2019 году, лишь 68 имели государевы деньги.
так что тут дело не в источнике финансирования, а в неумении делать массовое кино, интересное зрителям!

сам могу выделить "Балканский рубеж" - весьма неплохо снят и идея хорошая.
а вот остальные реально пустышки ни о чем
Аноним, 15 декабря 2019 13:47
Как-то смотрел передачу на тему нашего кино, так приглашённые "тузы" от кинематографа, прямо говорили: Да вы совсем можете не смотреть! Деньги освоены, гонорары актёрами получены, а прибыль от проката? Да и хрен с нею!

Ваше мнение ценно: оставьте комментарий

войдите или зарегистрируйтесь, тогда Вам не придется вводить имя каждый раз, и Вы сможете настроить себе "аватар".
Ознакомьтесь с правилами комментирования