Святодень, когда Мать Сыра-Земля чествуется как «именинница». Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому ее нельзя пахать, копать, боронить, в нее нельзя втыкать колья и метать ножи. Особо чтятся в этот день Велес и Макошь — Земные заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву — слушают Землю.
Вешнее Макошье, День Земли, 23 мая славянский праздник
Зимой Матушка-Земля отдыхает, набирается новых сил. С приходом весны она пробуждается. В этот день отмечают ее именины.
Для того, чтобы праздник пробуждения удался, нужно хорошо подготовиться к нему. По славянскому календарю весна начинается с чествования нескольких богов, которые покровительствуют теплу, солнцу, новой жизни, силе возрождения и т.п. И только после того, как весна уже всецело вступила в свои права и готова показать все буйство своей силы, чествуется Матушка-Земля. С пробуждением ей есть на что взглянуть – и трава уже зазеленела, и деревья зацвели, и цветы в поле распустились. Природа радует глаз обилием разных красок и запахов. Все готовы встречать именинницу.
Традиции и поверья
На зачине во вспаханную загодя борозду кладут зерно и льют пиво, приговаривая, став лицом на восток:
Мать Сыра-Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела.
Повернувшись на запад, продолжают:
Мать Сыра-Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, во смолу горючую.
Обратившись к полудню, произносят:
Мать Сыра-Земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью.
На полночь обращаются:
Мать Сыра-Земля! Уйми ты ветры полуночные с тучами, сдержи морозы с метелями.
После каждого обращения льют пиво в борозду, а затем разбивают кувшин, в котором оно было принесено. После заклятий волхвы, раскапывая пальцами землю и нашептывая: «Мать-Сыра-Земля, скажи, да всю правду расскажи, на (имярек) покажи», гадают о будущем по приметам, в земле встречающимся.
Воины, отложив оружие и положив на голову кусок дерна, присягают Матери Сырой-Земле, обязуясь защищать ее от ворогов.
Зачин оканчивается славлением:
Гой, Земля еси сырая,
Земля матерая,
Матерь нам еси родная,
Всех нас породила,
Вспоила, вскормила
И угодьем наделила.
Ради нас, своих детей,
Зелий еси народила
И злак всякий напоила
Польгой беса отгоняти
И в болезнях помогати.
Повели с себя урвати
Разных надобьев, угодьев
Ради польги на живот.
После зачина освященную горсть Земли собирают в мешочки и хранят как обереги. Хмельной пир и игрища завершают праздник.
В этот день волхвы шли на поле и прикладывали голову к сырой земле: внимательно прислушивались к шёпоту корней, предсказывавших качество будущего урожая. Потом на ритуальной борозде проводили обряды на хорошую погоду. Горсти праздничной земли, будучи оберегами, весь год хранились славянами. Парни и мужчины клялись перед родной землёй в том, что всегда встанут на её защиту. Молодые девушки плели венки, закликая весну. Взрослые женщины под предводительством волхва готовили кашу из талой снеговой воды и посолонь угощались ею, затем подносили её и Матери Земле. Молодёжь разжигала костёр, садилась вокруг него, слушая рассказы мудрецов и волхвов о былых временах. Беседы прерывались трапезой и играми.
Женщине, которую несправедливо оговорили, в этот Святодень позволялось обелить себя. Она плела большой венок, вставала в его центр, приглашая присоединиться к ней тех, кто говорил хулу. По поверьям, тот, кто очернил женщину, немедленно подвергался наказанию от Матери Земли. С Вешнего Макошья выгоняют на пастбища коней. В этот день слепые могут произнести потайные слова и исцелиться. Девушки могут попросить у Земли красоту и женское счастье. Чтобы набраться сил и энергии, нужно ходить босиком, мысленно прославляя Мать Землю, а можно лечь в поле и слушать голос природы.
Источник: Пронедра